Промышленное предприятие - техническое и экономическое превосходство

Промышленное предприятие, обладающее техническим и экономическим превосходством, может рассчитывать на доминирование на рынке после успешной конкурентной борьбы, может увеличить свои продажи и, устранив своих конкурентов, получить дополнительную прибыль в течение длительного периода, которая более чем компенсирует понесенные убытки. в конкурентной борьбе; но банк имеет в виду другие соображения.

Триумф одного предприятия означает поражение для других, в чем банк одинаково заинтересован. Эти предприятия в значительной степени использовали банковский кредит, и теперь заемный капитал находится под угрозой. Сама же конкурентная борьба привела к убыткам всех предприятий. Банку пришлось сократить кредит и отказаться от прибыльных финансовых операций, за которые победа одного из предприятий не дает компенсации. Такое мощное предприятие - это противник, на котором банк не может много заработать. В общем, он может только проиграть от конкуренции между предприятиями, которые являются его клиентами. Следовательно, банк крайне заинтересован в устранении конкуренции между фирмами, в которых он участвует. Кроме того, каждый банк заинтересован в максимальной прибыли, и при прочих равных условиях это будет достигнуто за счет полного устранения конкуренции в той или иной отрасли промышленности.

Вот почему банки стремятся установить монополию. Таким образом, тенденция как банковского капитала, так и промышленного капитала устранять конкуренцию совпадает. В то же время возрастающая сила банковского капитала позволяет ему достичь этой цели, даже если этому противодействуют некоторые предприятия, которые на основе особо благоприятных технических условий, возможно, все же предпочел бы конкуренцию. Промышленный капитал должен благодарить банковский капитал за устранение конкуренции на этапе экономического развития, на котором без вмешательства свободная конкуренция все еще преобладала бы.

Эти общие тенденции к ограничению конкуренции дополняются другими тенденциями, возникающими на определенных этапах производственного цикла. Во-первых, следует отметить, что в период депрессии стремление к увеличению прибыли проявляется с особой силой. Во времена процветания спрос превышает предложение, о чем свидетельствует тот факт, что продукция продается задолго до ее производства. Но также следует отметить, что в такой период спрос часто носит спекулятивный характер. Люди покупают в ожидании, что цены будут продолжать расти, и хотя рост цен ограничивает потребительский спрос, он стимулирует спрос спекулянтов. Если спрос превышает предложение, рыночная цена определяется наименее эффективными предприятиями, а те, которые имеют более благоприятные условия производства, получают дополнительную прибыль. Предприниматели - это сплоченная группа даже без какого-либо официального соглашения.

Обратное верно в депрессии, когда есть борьба за то, чтобы спасти все, что можно спасти, и каждый действует без оглядки на других. Та сторона конкуренции, которая на мгновение является более слабой, также является той, в которой индивидуум действует независимо от массы своих конкурентов и часто работает против них, в результате чего им навязывается зависимость одного от другого, в то время как более сильная сторона всегда действует сильнее. или менее сплоченно против своего антагониста. Если спрос на этот конкретный товар превышает предложение, то один покупатель в определенных пределах превосходит другого и тем самым поднимает цену товара для всех них выше рыночной цены, в то время как, с другой стороны, продавцы объединяются в попытке продам по высокой цене. Если, наоборот, предложение превышает спрос, кто-то начинает продавать свои товары по более низкой цене, а другие должны последовать этому примеру, в то время как покупатели объединяются в своих усилиях, чтобы снизить рыночную цену как можно ниже рыночной стоимости.

Общий интерес ценится только до тех пор, пока каждый получает от него больше, чем без него. И общее действие прекращается, как только та или иная сторона становится слабее, когда каждый пытается выбраться из нее собственными средствами с минимальными потерями. Опять же, если кто-то производит более дешевую продукцию и может продавать больше товаров, таким образом занимая больше места на рынке, продавая ниже текущей рыночной цены или рыночной стоимости, он делает это и тем самым начинает действие, которое постепенно вынуждает других предлагать более дешевый способ производства и снижает общественно необходимый труд до нового, более низкого уровня. Если одна сторона имеет преимущество, все ее участники выигрывают. Как будто они проявили свою общую монополию.

Если одна сторона более слабая, то любой может попытаться стать сильнее (например, любой, кто работает с более низкими производственными затратами) или, по крайней мере, чтобы отделаться как можно проще, и в этом случае он не заботится о своем соседе, хотя его действия влияют не только на него самого, но и на всех его товарищей. Таким образом, возникает противоречие: ограничение конкуренции легче всего осуществить тогда, когда это наименее необходимо, а именно в период процветания, потому что тогда соглашение между производителями только санкционирует свершившийся факт. И наоборот, во время депрессии, когда ограничение конкуренции является наиболее существенным, становится чрезвычайно трудно заключить какое-либо соглашение. Это объясняет тот факт, что картели легче всего организовывать в периоды процветания или, по крайней мере, после окончания депрессии, но они часто разрушаются во время депрессии, если они не очень строго организованы. Также очевидно, что монополистические комбайны будут контролировать рынок гораздо эффективнее в хорошие годы, чем во времена депрессии.

Помимо тенденций, вызывающих длительное снижение нормы прибыли и ее среднего уровня, которое можно преодолеть только путем устранения их причины - конкуренции, - существует также явление падения нормы прибыли в одной отрасли, приводящее к от увеличения прибыли в другом. В то время как первый вид спада обусловлен долгосрочными причинами, второй возникает из-за условий промышленного цикла; и хотя первое в конечном итоге произойдет во всех отраслях развитого капиталистического производства, второе затронет только отдельные отрасли производства. Наконец, в то время как первое является результатом конкуренции внутри отрасли, второе возникает в отношениях между различными отраслями промышленности, в которых одна поставляет сырье для другой.

Комментарии:

Оставьте комментарий

 

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.